Четвертные и годовые оценки учащегося выставляются согласно системе критериального оценивания, утвержденной МОН РК. Критериальное оценивание помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала.
Критериальное оценивание — это подход, в рамках которого используются разные виды, формы и методы оценивания и самооценки. Структура критериального оценивания основана на двух видах оценивания: формативное и суммативное.
- Формативное оценивание – это оценивание в ходе ежедневной работы в классе, когда оценивается выполнение учебного задания, обязательного к данному моменту процесса познания и обучения. Это текущий показатель успеваемости ученика, который обеспечивает обратную связь между учеником и учителем. Он помогает выявить трудности ученика, определить его возможности в достижении наилучших результатов. Ученик должен иметь возможность восполнять текущие пробелы в обучении, следуя рекомендациям учителя, сверстников, выполняя пропущенные или дополнительные задания.
- Суммативное оценивание – это накопительный вид оценивания, который проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год) (суммативное оценивание за четверть — СОЧ), а также после изучения разделов (суммативное оценивание за раздел — СОР) в соответствии с учебной программой.